КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
«ВНУКОВО»
На главную

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР
«ВНУКОВО»
На главную
Мы работаем каждый день с 10:00 до 22:00
Тел/Факс: 8(495)736‑23‑74
Большая Внуковская, д.6
Карта проезда
КЦ Внуково на Facebook КЦ Внуково Вконтакте КЦ Внуково в Instagram

Первый раздел: история развития отечественной авиации с 1923 по 1940 годы

Ушедший в историю ХХ век называют веком авиации. Давняя мечта человека о покорении Вселенной получила начало именно в минувшем столетии. Примечательно, что наша страна, Великая Россия, во все времена занимала достойное место в освоении пятого океана. На протяжении нескольких веков русские люди стремились подняться в воздух и покорить воздушную стихию.

Существует немало легенд о людях, летавших по воздуху, рассказывающих о реальных попытках создать летательные аппараты. Так в ХIV веке боярский сын Лупатова холоп Никитка сделал крылья и летал на них вокруг Александровской слободы. Узнав об этом, Иван Грозный сказал: "человек не птица, крыльев не имат. Аще же приставит себе аки крылья деревянны - противу естества творит… за сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову…" И поплатился Никитка за свою смелость головой...

Российские учёные много сделали для развития летательных аппаратов. В 1754г. Михаил Васильевич Ломоносов изобрёл летательный аппарат типа вертолёта. Символично, что первый самолёт изобрел морской офицер, генерал-майор Александр Фёдорович Можайский. Этому человеку-амфибии было мало и моря и земли. Его манило небо.

Осенью 1884г. на военном поле в Красном Селе его самолёт при одном из испытаний отделился от земли. Но после взлёта самолёт накренился на бок и поломал крыло. Так произошло событие большого исторического значения – самолёт с человеком на борту впервые в мире совершил взлёт. Первый полёт на самолёте братья Райт совершили лишь в 1903г.

Можайский А.Ф.

Можайский был доволен результатами, так как была практически доказана возможность полёта на аппарате тяжелее воздуха с мотором.

«Какие бы случайные обстоятельства ни благоприятствовали первому взлёту, как бы он ни завершился, самолёт А.Ф. Можайского был первым в мире самолётом, построенным в натуральную величину, проходившим испытания и отделившимся от земли с человеком на борту. По схеме он был более совершенным, чем все предшествовавшие ему проекты и все самолёты, построенные как в России, так и за рубежом вплоть до 1907 года. В нём были все шесть основных конструктивных групп, из которых состоит современный самолёт: корпус, крыло, оперение, шасси, управление и силовая установка» (В.Б. Шавров «История конструкций самолётов в СССР до 1938г.», М. «Машиностроение» 1978г.)

Для сведения: официально незарегистрированный полноценный полёт на несколько десятков метров в длину, первый в России, был совершен 23 мая 1910 года инженером путей сообщения Александром Сергеевичем Кудашевым, на построенном им биплане «Кудашев-1». А официально зарегистрированный комиссией Всероссийского аэроклуба первый полёт по прямой на расстояние около 200м совершил 24 мая 1910 года инженер-электрик Яков Модестович Гаккель на самолёте «Гаккель-Ш».

Жуковский Н.Е.

Отец русской авиации Николай Егорович Жуковский является создателем мировой аэродинамической школы, родоначальником теоретических основ авиации, автором свыше 220 научных работ, он был блестящим инженером-исследователем и замечательным педагогом. Его работа "о парении птиц" легла в основу новой науки - динамики полёта, а в работе "О присоединённых вихрях" он объяснил причины возникновения подъемной силы крыла самолёта. Человек полётит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума писал Н.Е.Жуковский.

Родоначальник и теоретик космонавтики Константин Эдуардович Циолковский говорил, что за эрой винтовых аэропланов последует эра аэропланов реактивных. Чему мы и являемся свидетелями со второй половины ХХ века.

9 января 1908 года в Санкт-Петербурге официально был основан Императорский всероссийский аэроклуб (ИВАК) (с великим князем Александром Михайловичем во главе), ставящий перед собой задачи создания, отработки, эксплуатации и развития авиационного дела в России.

С 1910 года, когда Военное министерство, заинтересованное новыми видами вооружения, стало приобретать в других странах самолёты и готовить лётные кадры, русские лётчики во многом превзошли зарубежных. Они достигли выдающихся успехов в технике пилотирования, в боевом применении самолётов; установили ряд мировых рекордов. Первым русским лётчиком суждено было стать Михаилу Никифоровичу Ефимову (аэроклуб Франции 15 февраля 1910 года вручил ему диплом пилота). Он и другой легендарный русский лётчик Сергей Исаевич Уточкин в к.1909-н.1910 г.г. успешно поднимали самолёты и демонстрировали их на полётах во Франции, Киеве, Москве.

Нестеров П.Н.

В 1913 году выдающийся русский военный лётчик Петр Николаевич Нестеров впервые в истории авиации выполнил на самолёте "мёртвую петлю", которая теперь называется "петля Нестерова". П.Н.Нестеров является так же родоначальником воздушного тарана. В сентябре 1914 года в воздушном бою колёсами своего самолёта Нестеров Петр Николаевич нанёс удар по вражескому аэроплану "Альбатрос". Таранив самолёт противника, он и сам погиб.

Зверева Л.В.

Бесстрашные русские женщины успешно осваивали лётное дело, стараясь не отставать от мужчин. Так Лидия Виссарионовна Зверева стала первой русской лётчицей (авиатриссой). Она получила свой диплом 22 августа 1911 года во Всероссийском аэроклубе.

А талантливые русские конструкторы создали оригинальные аэропланы, не только не уступающие иностранным, но и превосходящие их. Достаточно назвать летающие лодки Дмитрия Павловича Григоровича и многомоторные тяжелые самолёты Игоря Ивановича Сикорского

В 1913-1914 г.г. были построены и испытаны первые в мире тяжёлые многомоторные бомбардировщики "Русский витязь" (1913г.), "Илья Муромец" (1914г.) И.И. Сикорского "Русский витязь" был построен на русско-балтийском заводе Он поднимал 1000кг полезного груза.

Эти самолёты положили начало зарождения транспортной авиации. Их использование в нашей стране, занимавшей огромную территорию, приобретало особое хозяйственное значение. Однако Первая мировая, а затем гражданская война в России вынудили применить авиацию как новый вид боевого оружия. Но уже и в эти годы началось активное использование самолётов для выполнения заданий, имевших важное значение для страны, для ее хозяйственных нужд, для укрепления ее сотрудничества с зарубежными государствами.

«Русский Витязь»

В неразберихе первых месяцев Советской власти далеко не все руководители молодого государства обладали достаточной компетентностью для определения судьбы отечественного авиастроения. Так один из руководителей ВСНХ Ю.М.Ларин (отец второй жены Н.И.Бухарина) объявил авиазаводы подобными "фабрикам духов и помады, в которых не нуждается Советское государство" и представил проект их ликвидации и перевода на производство мебели. Так И.И.Сикорский покинул Россию.

В мае 1918 года было создано Управление "Главвоздухфлот", которым была проделана большая работа по организации авиаотрядов для боевых действий на фронтах гражданской войны.

«Илья Муромец»

Было построено 80 тяжелых самолётов "Илья Муромец". Он имел:

  • Взлётный вес - 7460 кг
  • 4 мотора по 150-200 л/с
  • Скорость - 130 км/ч
  • Вооружение - 8 пулемётов и бомбы

После гражданской войны на этих самолётах возили грузы на линии Москва-Харьков.

К началу мая 1918 года у Советской России было всего только около 300 способных летать самолётов, в большинстве своем устаревших иностранных марок.

В мае 1918 года над Красной площадью состоялся полёт самолёта, 17 января 1921 года вышел декрет Совета народных комиссаров "О воздушных передвижениях". Теперь авиация оказалась под пристальным вниманием первых лиц государства. Заботились о развитии авиации такие члены партии и правительства Советской России как В.И.Ленин, М.В.Фрунзе, К.Е.Ворошилов, И.В.Сталин, Серго Орджоникидзе, В.В. Куйбышев, С.М. Киров…

Открытие Центрального аэродрома имени Фрунзе

В мае 1922г. в Москве на Ходынке был открыт Центральный аэродром им.М.В.Фрунзе, по случаю открытия состоялся воздушный парад.

9 февраля 1923 года по инициативе В.И.Ленина Совет труда и Обороны принял постановление, которым руководство добровольными авиационными обществами было возложено на Главное управление Рабочее-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот) через Инспекцию Гражданского воздушного флота. Этим же постановлением был создан постоянный Совет по Гражданской авиации. Благодаря этому, стало обеспечиваться единое государственное руководство деятельностью ВФ. Эта дата является Днём рождения гражданского воздушного флота России. (ГВФ России) и, следовательно, Аэрофлота.

Аэропорт Внуково как авиапредприятие гражданской авиации страны и правопреемник аэропорта на Ходынском поле зарождался вслед за выходом этого Постановления СНК от 9 февраля 1923 года.

В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны было принято решение о создании акционерного общества, устав которого и был утвержден 17 марта 1923 года как акционерное общество (АО) "Добролёт".

В составе АО "Добролёт" были созданы эксплуатационный отдел и отдел наземного обеспечения авиатранспортных перевозок и работ. Также шла организация первой российской авиалинии "Москва &mdash Нижний Новгород" и Центральной московской аэростанции, переименованной в 1930 году в Московский Центральный аэропорт, который базировался на Центральном аэродроме РКК им.Фрунзе (на Ходынском поле). Около 1926 года все акционерные общества страны были распущены, и всё перешло в собственность государства.

Первый аэровокзал в Москве появился на Ходынском поле. Первая пассажирская авиалиния Москва — Н.Новгород, протяженностью 420 км была открыта 15 июля 1923 года. В 1923 году на ней было перевезено 229 пассажиров, 1990 кг почты. Линию открыл лётчик Я.Н. Моисеев.

Самолёт «КОМТА»

Самолёт АК-1

В 20-30-е годы конструкторские коллективы по самолётостроению, возглавляемые А.Н. Туполевым, Н.Н. Поликарповым и др. спроектировали и построили первые советские военные и гражданские самолёты. Так в 1919-1922 г.г. группой молодых советских конструкторов комиссии по тяжелой авиации создается первый советский двухмоторный самолёт "КОМТА". В 1924 году конструкторы Александров и К.А.Калинин построили пассажирский самолёт "АК-1" на 3 пассажира, а Андрей Николаевич Туполев построил агитационно-пассажирский самолёт АНТ-14 "Правда", который сыграл важную роль в пропаганде достижений отечественной авиационной промышленности

Самолёт АНТ-14 «Правда»

Эти самолёты участвовали в перелёте Москва—Пекин—Токио, получившем наименование "Большой Восточный" (сентябрь 1925г.). Экспедиция состояла из шести экипажей, четыре из которых летели на самолётах отечественного производства (Р-1, Р-2, АК-1). Выполненный групповой перелёт имел огромное значение. Самолёты и моторы отечественной конструкции успешно прошли испытания в дальнем перелёте.

Самолёт У-2 (По-2)

В 1928-1929 гг. Поликарпов построил биплан У-2 (после смерти конструктора в 1944г. переименован в По-2). Машина отличалась простой конструкцией, хорошей устойчивостью и управляемостью. На нем в 1930-1950г.г. учились пилоты гражданской авиации. Начиная с 1932 года, он широко использовался в Аэрофлоте как сельскохозяйственный, пассажирский и санитарный. В годы ВОВ самолёт использовался как корректировщик артстрельбы, для связи и как легендарный (легкий) ночной бомбардировщик.

Самолёт Пр-2 (П-5)

Самолёт АНТ-2

Тогда же Поликарпов построил полутораплан ПР-5 и двухместный самолёт Р-5, основным назначением которого стала разведка. Кроме того, самолёт широко применялся как почтовый и пассажирский (модификация П-5).

В феврале 1934 года во льдах Арктики для спасения людей с парохода "Челюскин" в состав экспедиции вошли три самолёта П-5, пилотируемые В.С.Молоковым, Н.П.Каманиным, М.В.Водопьяновым. Лётчики эвакуировали большую часть челюскинцев, за что были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 1924 году А.Н. Туполев построил первый советский цельнометаллический самолёт - это небольшой трехместный моноплан "АНТ-2"

В период с 1930 по 1939 год был построен ряд тяжёлых многомоторных самолётов. Наиболее ярким воплощением этого направления в отечественном самолётостроении стал восьмимоторный гигант АНТ-20 "Максим Горький", который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 километров в час и дальность полёта 2 тысячи километров. В то время он был самым большим самолётом в мире. Потерпел крушение в мае 1935 года.

Самолёт АНТ-20 «Максим Горький»

Самолёт АНТ-20БИС

Цельнометаллический самолёт-гигант ПС-124 (АНТ-20бис) с шестью двигателями был создан под руководством авиаконструктора А.Н.Туполева в 1940 году. Испытания провел лётчик М.М.Громов. В 40-м году это был самый крупный в мире пассажирский самолёт, его салон вмещал 64 человека.

Самолёт ПС-84 (ЛИ-2)

С середины 1938 года цельнометаллический низкоплан ПС-84 (с 1942 года ЛИ-2) со свободнонесущим крылом был воспроизведением американского "Дугласа" ДС-3. На нем были установлены два двигателя А.Д.Швецова. Руководил внедрением его в серийное производство главный инженер завода Б.П.Лисунов.

Посадочный прожектор

До середины 1970-х годов ЛИ-2 широко эксплуатировался на линиях Аэрофлота. Его пассажирская кабина вмещала 21 человека (при четырёх членах экипажа). В годы ВОВ он применялся как военно-транспортный и десантный самолёт. У самолёта ЛИ-2 было трехлонжеронное крыло с работающей обшивкой, на крыле - посадочные щитки. Шасси в полёте убиралось назад в мотогондолы до половины колеса, что давало возможность в случае аварии совершать посадку с невыпущенным шасси. Для облегчения пилотирования имелся автопилот.

Развитие авиационной техники, постройка новых современных самолётов, увеличение авиаперевозок, развитие сети воздушных линий вызвали необходимость улучшения наземной техники. В 30-х годах впервые появились приборы для полётов вне видимости земли. Внедрялась радиосвязь между аэропортами и с самолётами (полёты по радиомаякам), вместо костров и фонарей при посадке ночью применялись посадочные прожекторы (на тележке)

В 1931 году в Москве построен новый, первый в стране и один из крупных в Европе, аэровокзал.

Шебанов Н.П.

Самолёт АНТ-25

13 декабря 1935 года приказом по Аэрофлоту были учреждены нагрудные знаки "За налёт" трех разрядов - 300 000, 500 000 км налёта, а 24 февраля 1936 года - 1 млн км налёта. Лучший лётчик ГВФ (а затем Аэрофлота) Николай Петрович Шебанов становится первым в стране "миллионером". Он хотел обогнуть "шарик", однако кругосветному путешествию не суждено было сбыться - началась Великая Отечественная война. В конце войны полковник Н.П.Шебанов ушёл в отставку по здоровью. Он добился назначения в Красноярский край, где руководил авиационным отрядом аэрогеологической экспедиции. Умер в 1953 году.

Новиков Н.И.

Новиков Николай Иванович - один из старейших лётчиков Аэрофлота, известный пилот-инструктор, ведущий линейный пилот Аэрофлота, новатор лётного дела. Он освоил свыше 30-ти типов самолётов. В 1936 году он вторым в отрасли завершил безаварийный налёт одного миллиона километров.

Еще в 1932 году конструкторское бюро А.Н.Туполева приступило к созданию цельнометаллического моноплана с крылом большого размаха и одним двигателем М-34, и в 1936 году был построен самолёт АНТ-25. Все рекордные достижения и выдающиеся дальние перелёты экипажей гражданской авиации, в том числе на Северный полюс, совершенные в предвоенные годы на самолётах марки "АНТ", просто трудно перечислить. Подобных самолётов еще не было за рубежом, а перелёты принесли мировую славу и отечественному самолётостроению и советским лётчикам.

В 1929 году лётчик С.А.Шестаков совершил перелёт из Москвы в Нью-Йорк. На самолёте "Страна Советов" (АНТ-4) пролетел путь в 21242км.

Чкалов В.П., Байдуков Г.Ф., Беляков А.В.

Летом 1937 года на самолёте АНТ-25 экипаж под командованием В.П.Чкалова (Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Портленд (США) протяженностью более 9 тысяч километров (9130км) за 63 часа 16 минут. Этот полёт стал доказательством возможности выполнения межконтинентальных полётов между двумя ведущими странами мира. Вскоре маршрут из Северной Америки в Европу через Северный полюс стал использоваться в качестве официальной североатлантической трассы для полётов ряда авиакомпаний.

Экипаж М.М.Громова (А.Юмашев и С.Данилин) почти по такому же маршруту пролетел 11 500 километров за 62 часа 17 минут.

В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко, М.М.Раскова

В 1938 году женский экипаж - Валентина Степановна Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова на самолёте "Родина" совершили беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток (пос. Кэрби), пролетев 6450км за 26 часов 29 минут. Этим самым они установили международный женский рекорд. Всем им присвоено звание Героя Советского Союза.

Голованов А.Е.

Еще один из лучших лётчиков ГВФ - будущий Главный маршал авиации (с 1944г.) Александр Евгеньевич Голованов (1904-1975г.г.). С 1933 по 1941г.г. работал в Аэрофлоте, где занимал должность пилота, командира отряда, начальника управления и шеф-пилота. Награжден знаком "Отличник Аэрофлота" и знаками "За безаварийный налет" 300 000 и 500 000 км. В феврале 1942 г. по личному распоряжению И.В.Сталина А.Е.Голованов был назначен командующим Авиацией дальнего действия.

В 1939 году Московское управление ГВФ становится наиболее крупным в отрасли, а Московский аэроузел и аэропорт на Ходынке - ведущими в управлении. Значительно возрастают объёмы перевозки авиапассажиров, почты и грузов. Ежедневно с Московского аэровокзала вылетали в стахановские рейсы пилоты матричники. Они доставляли по стране матрицы центральных газет.

Главный Московский аэропорт на Ходынском поле оказался чрезмерно перегружен и для дальнейшего развития был мало пригоден. Уже в те годы он был зажат городской застройкой, жилыми кварталами, шум от самолётов мешал населению, возникали проблемы, связанные с обеспечением безопасности полётов. Немаловажное значение играли растущие и крепнущие связи с зарубежными странами, неспокойная международная обстановка, особенно в Европе.

Все эти вопросы рассматривались руководством Москвы, ГВФ, правительством страны. В 1936г. было принято постановление СНК СССР по гражданской авиации, один из пунктов которого гласил: "построить Московский Центральный аэропорт". В изысканиях, а затем и в проектировании аэропорта принимали участие многие специалисты созданной в 1934г. новой научно-исследовательской организации гражданской авиации "Аэропроект". Окончательным выбором были площади юго-западнее Москвы в четырех километрах от железнодорожной станции Внуково Киевской железной дороги. В 1937г. были завершены инженерные изыскания для проектирования и строительства аэропорта Внуково.

Название аэропорт получил от названия небольшой подмосковной деревушки Внуково, которая в свою очередь получила это название в XVI веке от прозвища своего первого владельца. - смоленский князь Семен Григорьевич, по прозвищу Внук в 1524 году был воеводой в Муроме, и за усердную службу великокняжескому престолу получил во владение небольшой нарез земли под Москвой, переселил сюда несколько крестьянских семей, они обосновали небольшую деревеньку Внуково, т.е. Внукова деревня.

Когда решался вопрос о строительстве нового аэропорта, то учитывались такие факторы, как близость к железной дороге, самая высокая точка над уровнем моря в окрестностях столицы (204 метра), отсутствие крупных оврагов и т.п. На рубеже XIX-XX веков была проложена сюда железнодорожная ветка в связи с наличием здесь усадебных, а затем и дачных земель.

Каминский В.Ф.

Общий контроль за ходом изыскательских работ и проектирования будущего аэропорта осуществлял начальник Ходынского аэродрома полковник Вильгельм Фридрихович Каминский. До конца 1938г. он же являлся заказчиком работ по строительству аэропорта. Это личность незаурядная. В 1916 г. он окончил Гатчинскую школу авиамехаников, а в 1918г. - Егорьевскую школу лётчиков. Участник Гражданской войны. Работал пилотом "Добролёта" в Средней Азии. Возглавлял отряд особого назначения. Он был удостоен трех орденов красного Знамени. С его именем связано строительство и развитие аэропорта Внуково.

Участок земли площадью 874 Га, отведенный под строительство нового аэропорта, назвали "объект № 204". Он представлял собой в основном болотистый лесной массив. В центре будущего аэропорта был пруд эллипсовидной формы, вокруг которого росли кустарники, а подальше находились деревья. Главный штаб стройки тогда размещался близ д.Ликова, вокруг нее же уже с первых дней строительства один за другим стали появляться складские и подсобные помещения. Строили бараки и в так называемой особой зоне, обнесенной забором с колючей проволокой в несколько рядов. Здесь жили осуждённые, а проще говоря, зэки. Заключённых на объекте № 204 было очень много — где-то около 5 тысяч человек.

По свидетельству участников, для строительства аэродрома, объектов аэропорта необходимо было выполнить огромные по объёму и очень трудоёмкие работы. Только для строительства лётного поля и полос подхода потребовалось около 1млн куб.м земли. Для перемещения грунта использовались лошади и грабарки. Сваленные деревья и грунт перевозили более тысячи лошадей.

Макет здания по проекту Н.Н.Щетинина

В целом строительство нового аэропорта проходило в ускоренном режиме. Здание нового аэровокзала строилось по проекту архитектора Н.Н.Щетинина. На основе этого проекта в послевоенное время строились аэровокзалы в гражданских аэропортах по всей стране.

Когда к весне 1941г. строительство аэродрома было практически завершено, новостройку посетил член Политбюро ЦК ВКП(б) Климент Ефремович Ворошилов, который курировал строящийся объект. Тогда же решили официальное открытие аэропорта приурочить к 1 июля 1941г.

Ворошилов К.Е.

И вдруг, в высокие партийные инстанции стали приходить письма и обвинения в том, что руководство стройки только разбазарило драгоценный бетон и взлётная полоса слишком узка для Ли-2. Пришлось на аэродром пригласить Наркома обороны К.Е.Ворошилова.

Гризодубова В.С.

На его глазах начальник управления международных авиалиний Валентина Степановна Гризодубова тут же подняла самолёт Ли-2 в воздух и, сделав круг над аэродромом, прекрасно произвела посадку. К.Е.Ворошилов признал доводы руководства аэрофлота убедительными.

Развязанная 22 июня 1941г. гитлеровской Германией война нарушила все планы. 2 июля 1941г. было объявлено о вводе в строй первой очереди аэропорта Внуково. Эта дата и признана сейчас официально за День рождения аэропорта Внуково.

Старое здание аэровокзала снесено в феврале 2006г. А новый терминал, как пишут в журнале "ВНУКОВО международный аэропорт" от мая 2006г стр.5, «…станет самым современным аэровокзалом в России. Его проект, разработанный немецкой компанией Obermeyer Planen признан экспертами уникальным». Поживём — увидим.

Таким проектировщики видели аэровокзал Внуково ещё летом 2005г. Сейчас планы изменились.

Версия для слабовидящих
Шрифт:
Фон:

Наркоконтроль предупреждает
© 2000-2017 Все права защищены. Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного разрешения дирекции КЦ Внуково. Карта сайта
Яндекс.Метрика